АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
(1221?-1263)
Большой
Энциклопедический Словарь
Князь новгородский в 1236-51, великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью.АЛЕКСАНДР Ярославич (Феодорович) НЕВСКИЙ - (13 мая 1221? - 14 ноября 1263), князь новгородский (c 1236), великий князь владимирский (с 1252)
Александр Невский, св. благоверный Великий князь
(30.05.1220–14.11.1263). Сын Великого князя Ярослава Всеволодовича II.
Родился в городе Переславле Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении
Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св.
Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь
Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он
взял с собой сыновей, Федора и Александра.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока русские земли разоряли монгольские орды, с запада воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись полчища крестоносцев: шведов и немцев, поощряемые Римскими папами для окатоличивания русского народа. То есть с востока грозило страшное материальное иго, с запада – также и духовное порабощение.
В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!". С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Накануне битвы было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней свв. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их безчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.
Затем в 1241 г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав немецких рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. В Ледовом побоище крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью. В 1251 г. папа Иннокентий IV прислал к св. Александру двух кардиналов, уверявших, будто отец Александра вел. кн. Ярослав незадолго до кончины обещал принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
На все ухищрения папы Александр Ярославич дал очень краткий, но убедительный ответ: «То, что совершилось от создания міра до потопа, и от потопа до разделения языков и до Авраама, от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря и до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона и до римского императора Августа, при котором родился Спаситель міра Христос, и до страсти, воскресения и вознесения Господа и до первого вселенского собора и прочих седми вселенских соборов – все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его».
После того, как западные пределы Русской земли были надежно ограждены, надо еще было обезопасить Русь с востока. Но силы Руси и Орды были слишком неравны для сражений, единственным возможным оружием оставалась искусная "дипломатия", в которой св. Александр Невский также достиг большого успеха. Поскольку тогда татары (в отличие от рыцарей-католиков) не были враждебны Православию, удалось договориться с Батыем о самостоятельном сборе дани и этим предотвратить дальнейший разгром Руси. Великий Князь Александр был послан нам Богом в то время, когда, по выражению историка Иловайского, «характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям». И нет никаких сомнений, что именно благоверному Князю обязана Русь сохранением русского государственного строя, святой веры и церковного устройства, благодаря чему мы смогли вновь объединиться и через 140 лет одержать победу на Куликовом поле.
Из поездок в ставку хана Великий князь всякий раз возвращался с радостными вестями: избавлял родину от очередного опустошительного набега, выкупал пленных, добивался освобождения русских от тяжкой обязанности – нести военную службу в татарских полках и др. «Он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов, но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси...» – пишет историк.
Следует отметить, что еще в первую поездку в ханскую ставку к Батыю мужественный защитник православной веры, памятуя о судьбе князя мученика Михаила Черниговского, твердо отказался исполнить языческие обряды, заявив: «Я христианин и мне не подобает кланяться твари». Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: "правду говорили мне, что нет другого подобного Князя" и отпустил в Русь с великой честью».
В одну из поездок к Батыю св. князь обратил ко Христу ханского сына Сартака, став его побратимом. И поскольку Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями – это способствовало объединению Руси под единой властью Великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства.
В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательные меры. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1255 г. умер хан Батый, а Сартак был умерщвлен своим дядей Берке, который и стал ханом. В рязанских, муромских, суздальских землях появились татарские переписчики, которые ставили свою администрацию и переписывали жителей для поголовного обложения – не включали в списки лишь духовных лиц. Св. князь вновь едет в Сарай, пытаясь отстоять право самостоятельного сбора дани, но неудачно. Приходилось порою усмирять и своих же (новгородцев), не желавших смириться и рисковавших вызвать новое карательное нашествие.
Положение резко ухудшилось, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бесерменов. Сам способ сбора дани стал более жестоким – при невозможности заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями. И когда к этому прибавились глумления над верой – это переполнило чашу народного терпения.
В 1262 г. во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, с которым теперь Руси было проще иметь дело.
Так при св. Александре Невском порабощенные русские, не имея возможности сбросить иго оружием, начали постепенно "русифицировать" татар: фактически началось соединение русских и татар в будущее единое Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви и Империи почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Тем самым открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, немало татарской знати приняло Православие и положило начало знаменитым дворянским родам в Российской империи.
Поездка св. Александра Невского в Сарай в 1262 г. стала последней. На обратном пути, не доезжая до Владиміра, в Городце, в монастыре 43-летний князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 г., завершив многотрудный жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий. Когда митрополит Кирилл во время литургии сообщил о кончине Александра Невского: «Чада моя милая, знайте, что закатилось солнце земли русской!», – то весь народ в один голос вскрикнул в отчаянии: "погибаем!". Тело его понесли к Владиміру, девять дней длился путь, и оно оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владиміре, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита. Этот день и был установлен для почитания его памяти.
Фреска из собора св. мученика Пантелеймона в Ново-Афонском монастыре
О жизни и деяниях Великого князя Александра Ярославича сохранилось наибольшее число сказаний, ибо наш народ еще при жизни Князя оценил его великие подвиги во славу Руси. Но и после своей кончины св. благоверный Князь не прекратил своего великого служения Русской земле; всегда являлся предстателем и скорым помощником в самые трудные минуты жизни нашего Отечества.
Церковное прославление св. князя совершилось в связи с Куликовской битвой. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение: свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку князю Димитрию Ивановичу. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владиміре, подтверждаемое происходящими у мощей чудесами. Общецерковное прославление св. благоверного князя Александра совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. и с тех пор устанавливается его почитание как военного покровителя Русской Земли.
В 1552 г. перед походом на Казань Иоанн Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников Великого князя исцеляется, и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 г., во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея, повторяется видение подобное Куликовскому – свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве.
30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владиміра в новую северную столицу, Санкт-Петербург. Вывезенные из Владиміра 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе специально основанной для этого Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. На этот день было установлено празднество перенесения мощей.
Так в труднейшее для Руси время св. Александр Невский спас Православную Русь, мудро поступив по слову Священного Писания: «Не бойтесь убивающих тело, бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне». Смертельным повреждением тогда угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Татарское же рабство в первое время не грозило Православию, оно было попущено Богом по грехам тогдашних русских князей, чтобы положить конец раздробленной удельной Руси и выковать могучую Московскую Русь – Третий Рим, распространившийся затем на шестую часть земной суши, включая земли бывших оккупантов.
(Для сравнения отметим иной путь, который избрал современник св. Александра Даниил Романович, князь Галицкий. Он решил воспользоваться силами христианского Запада в стремлении отстоять от татар независимость своих земель – почти всей Западной Руси. Даниил вступил в переговоры с папою Иннокентием IV о соединении церквей и короновался присланной ему от папы короной с титулом Галицкого короля. Но военная помощь с Запада не пришла. В 1264 г. Даниил умер, и затем все его земли были расхищены соседями-латинянами. Восточной частью Южной Руси завладели литовцы, западною – поляки, и, по соединении их между собой в единое Польско-Литовское государство, Южная Русь на многие века была оторвана от русской жизни, подвергаясь нескончаемому иноверческому насилию, выбиваясь из-под его гнета долгими кровавыми усилиями. Последствия же Брестской унии (1596) остались непреодолены до сих пор, и вряд ли уже поправимы...)
Знак ордена Св.Александра Невского из Алмазного фонда
Императрицей Екатериной I был учрежден орден Святого Александра Невского — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года. Орден состоял из знака-креста с двуглавыми орлами между концов креста и серебряной звезды. Во время Отечественной войны 1812–1814 гг. 14 орденов были выданы с бриллиантами. (В советское время, после реабилитации русского патриотизма в годы советско-германской войны, орден был "восстановлен" в 1942 г. как военная награда командиров красной армии с названием орден Александра Невского – на фоне красной пентаграммы и без упоминания слова "святой".)
Имя св. благоверного князя Александра, защитника рубежей России и покровителя воинов, известно далеко за пределами Руси. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные св. Александру Невскому.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока русские земли разоряли монгольские орды, с запада воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись полчища крестоносцев: шведов и немцев, поощряемые Римскими папами для окатоличивания русского народа. То есть с востока грозило страшное материальное иго, с запада – также и духовное порабощение.
В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!". С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Накануне битвы было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней свв. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их безчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.
Затем в 1241 г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав немецких рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. В Ледовом побоище крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью. В 1251 г. папа Иннокентий IV прислал к св. Александру двух кардиналов, уверявших, будто отец Александра вел. кн. Ярослав незадолго до кончины обещал принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
На все ухищрения папы Александр Ярославич дал очень краткий, но убедительный ответ: «То, что совершилось от создания міра до потопа, и от потопа до разделения языков и до Авраама, от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря и до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона и до римского императора Августа, при котором родился Спаситель міра Христос, и до страсти, воскресения и вознесения Господа и до первого вселенского собора и прочих седми вселенских соборов – все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его».
После того, как западные пределы Русской земли были надежно ограждены, надо еще было обезопасить Русь с востока. Но силы Руси и Орды были слишком неравны для сражений, единственным возможным оружием оставалась искусная "дипломатия", в которой св. Александр Невский также достиг большого успеха. Поскольку тогда татары (в отличие от рыцарей-католиков) не были враждебны Православию, удалось договориться с Батыем о самостоятельном сборе дани и этим предотвратить дальнейший разгром Руси. Великий Князь Александр был послан нам Богом в то время, когда, по выражению историка Иловайского, «характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям». И нет никаких сомнений, что именно благоверному Князю обязана Русь сохранением русского государственного строя, святой веры и церковного устройства, благодаря чему мы смогли вновь объединиться и через 140 лет одержать победу на Куликовом поле.
Из поездок в ставку хана Великий князь всякий раз возвращался с радостными вестями: избавлял родину от очередного опустошительного набега, выкупал пленных, добивался освобождения русских от тяжкой обязанности – нести военную службу в татарских полках и др. «Он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов, но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси...» – пишет историк.
Следует отметить, что еще в первую поездку в ханскую ставку к Батыю мужественный защитник православной веры, памятуя о судьбе князя мученика Михаила Черниговского, твердо отказался исполнить языческие обряды, заявив: «Я христианин и мне не подобает кланяться твари». Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: "правду говорили мне, что нет другого подобного Князя" и отпустил в Русь с великой честью».
В одну из поездок к Батыю св. князь обратил ко Христу ханского сына Сартака, став его побратимом. И поскольку Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями – это способствовало объединению Руси под единой властью Великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства.
В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательные меры. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1255 г. умер хан Батый, а Сартак был умерщвлен своим дядей Берке, который и стал ханом. В рязанских, муромских, суздальских землях появились татарские переписчики, которые ставили свою администрацию и переписывали жителей для поголовного обложения – не включали в списки лишь духовных лиц. Св. князь вновь едет в Сарай, пытаясь отстоять право самостоятельного сбора дани, но неудачно. Приходилось порою усмирять и своих же (новгородцев), не желавших смириться и рисковавших вызвать новое карательное нашествие.
Положение резко ухудшилось, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бесерменов. Сам способ сбора дани стал более жестоким – при невозможности заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями. И когда к этому прибавились глумления над верой – это переполнило чашу народного терпения.
В 1262 г. во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, с которым теперь Руси было проще иметь дело.
Так при св. Александре Невском порабощенные русские, не имея возможности сбросить иго оружием, начали постепенно "русифицировать" татар: фактически началось соединение русских и татар в будущее единое Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви и Империи почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Тем самым открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, немало татарской знати приняло Православие и положило начало знаменитым дворянским родам в Российской империи.
Поездка св. Александра Невского в Сарай в 1262 г. стала последней. На обратном пути, не доезжая до Владиміра, в Городце, в монастыре 43-летний князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 г., завершив многотрудный жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий. Когда митрополит Кирилл во время литургии сообщил о кончине Александра Невского: «Чада моя милая, знайте, что закатилось солнце земли русской!», – то весь народ в один голос вскрикнул в отчаянии: "погибаем!". Тело его понесли к Владиміру, девять дней длился путь, и оно оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владиміре, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита. Этот день и был установлен для почитания его памяти.
Фреска из собора св. мученика Пантелеймона в Ново-Афонском монастыре
О жизни и деяниях Великого князя Александра Ярославича сохранилось наибольшее число сказаний, ибо наш народ еще при жизни Князя оценил его великие подвиги во славу Руси. Но и после своей кончины св. благоверный Князь не прекратил своего великого служения Русской земле; всегда являлся предстателем и скорым помощником в самые трудные минуты жизни нашего Отечества.
Церковное прославление св. князя совершилось в связи с Куликовской битвой. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение: свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку князю Димитрию Ивановичу. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владиміре, подтверждаемое происходящими у мощей чудесами. Общецерковное прославление св. благоверного князя Александра совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. и с тех пор устанавливается его почитание как военного покровителя Русской Земли.
В 1552 г. перед походом на Казань Иоанн Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников Великого князя исцеляется, и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 г., во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея, повторяется видение подобное Куликовскому – свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве.
30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владиміра в новую северную столицу, Санкт-Петербург. Вывезенные из Владиміра 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе специально основанной для этого Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. На этот день было установлено празднество перенесения мощей.
Так в труднейшее для Руси время св. Александр Невский спас Православную Русь, мудро поступив по слову Священного Писания: «Не бойтесь убивающих тело, бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне». Смертельным повреждением тогда угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Татарское же рабство в первое время не грозило Православию, оно было попущено Богом по грехам тогдашних русских князей, чтобы положить конец раздробленной удельной Руси и выковать могучую Московскую Русь – Третий Рим, распространившийся затем на шестую часть земной суши, включая земли бывших оккупантов.
(Для сравнения отметим иной путь, который избрал современник св. Александра Даниил Романович, князь Галицкий. Он решил воспользоваться силами христианского Запада в стремлении отстоять от татар независимость своих земель – почти всей Западной Руси. Даниил вступил в переговоры с папою Иннокентием IV о соединении церквей и короновался присланной ему от папы короной с титулом Галицкого короля. Но военная помощь с Запада не пришла. В 1264 г. Даниил умер, и затем все его земли были расхищены соседями-латинянами. Восточной частью Южной Руси завладели литовцы, западною – поляки, и, по соединении их между собой в единое Польско-Литовское государство, Южная Русь на многие века была оторвана от русской жизни, подвергаясь нескончаемому иноверческому насилию, выбиваясь из-под его гнета долгими кровавыми усилиями. Последствия же Брестской унии (1596) остались непреодолены до сих пор, и вряд ли уже поправимы...)
Знак ордена Св.Александра Невского из Алмазного фонда
Императрицей Екатериной I был учрежден орден Святого Александра Невского — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года. Орден состоял из знака-креста с двуглавыми орлами между концов креста и серебряной звезды. Во время Отечественной войны 1812–1814 гг. 14 орденов были выданы с бриллиантами. (В советское время, после реабилитации русского патриотизма в годы советско-германской войны, орден был "восстановлен" в 1942 г. как военная награда командиров красной армии с названием орден Александра Невского – на фоне красной пентаграммы и без упоминания слова "святой".)
Имя св. благоверного князя Александра, защитника рубежей России и покровителя воинов, известно далеко за пределами Руси. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные св. Александру Невскому.